От сложного к простому: подготовка тьюторов

Полным ходом идет подготовка тьюторов по русскому языку. Учителей ожидает множество открытий. Например, что прекрасными методистами могут быть… дети. Давайте узнаем, как это возможно.

Тьютор – это учитель-помощник. Он объединяется с ребенком, чтобы помочь понять сложную тему. Звучит просто, но внутри – сложная механика переосмысления привычной лингвистической информации. На нее нужно посмотреть с точки зрения когнитивистики, психологии восприятия, возрастной психологии.

 «В классах сидят дети абсолютно разного уровня: кто-то схватывает на лету, кто-то не понимает, кто-то не хочет понимать. Но вы обязаны научить, найти подход – лекции Светланы Владимировны во многом расширили, углубили мои знания в преподавании предмета с точки зрения психологии.»

Зинаида Ивановна
учитель

Специалисты учатся этому в рамках проекта, но не подвергая сомнению свой профессионализм, а обогащая его, ведь задача – дать способ работы с тем или иным материалом за короткий срок – сложная и, на первый взгляд, неподъемная…

Вот у вас есть целый модуль, в котором ребенок «плавает» – как провести его от неосознаваемой некомпетентности к осознаваемой компетентности? Времени мало и у тьютора, и у ребенка – ведь у него не один предмет, а пятнадцать, и все нужно поддерживать в хорошей форме!

Задачка решается, если тьютор научит ребенка тому, что умеет сам – строить модель, схематизировать, запоминать существенное и забывать несущественное…

Всему этому учителя учатся друг у друга и у куратора проекта на мастер-классах, которые потихоньку набирают силу. На них мы учимся переупаковывать большие объемы материала в емкие визуализации: «Мы, люди, вообще любим усложнять все простое, –резонно заявил один из участников проекта. – И когда видишь, что можно находить простые решения, это порой удивляет: “почему же я сам до этого не додумался?”».

Для каждого сложного случая придумываем «лайфхак», находим адекватные игровые формы обучения. Поскольку тьюторство у нас групповое, значит можно строить в нем групповую динамику, обустраивать детско-детское наставничество, чтобы дети делились друг с другом своими способами «укрощения» русского языка.

«Самый запоминающийся “лайфхак” – это то, что дети могут сами создавать прекрасные методические продукты! На Школе роста со Светланой Владимировной учащиеся самостоятельно создавали методические игры по русскому языку. Я поразилась детскому воображению – тому, как они могут организовать, создавать, выдавать продукт и самое, наверное, крутое – что их играми можно на самом деле пользоваться! Это не было сделано для отписки – в работу вложена душа, знание. Детский ум намного гибче. Дети понимают и воспринимают все совершенно по-иному, нежели взрослые, и преподносят материал так, как понятно им. Они упрощают».

Зинаида Ивановна
учитель

Мы спросили Зинаиду Ивановну, как эти мастер-классы влияют на обычные преподавательские процессы. «Мы теперь чаще уходим от роли, когда учитель был авторитарным лидером, –ответила она, – и даем право ребенку больше действовать самому. Сейчас уже на уроках больше говорит ребенок. Я пока не волшебник, я только учусь, но во мне лично мастер-классы пробуждают то, что когда-то уснуло – желание творить, как-то по-другому работать».

К сожалению, большая часовая нагрузка учителей мешает полностью посвятить себя творческому процессу: «Нехватка времени мешает полету мысли, свободе действия, не просыпается творческая муза – бешенный жизненный ритм, когда ты должен успеть сделать всё возможное и невозможное порой оттесняет и откладывает в долгий ящик задуманное….Если бы при меньшей часовой нагрузке была достойная ЗП, творческий подход в работе, несомненно, лидировал бы, но не всегда все получается так, как мы хотим».

Дорогие учителя, вы находите в себе силы развиваться несмотря ни на что, и через это делаете мир вокруг лучше. Низкий вам за это поклон!