«Единое образовательное пространство: ключевые задачи на муниципальном уровне»

26 августа в здании Покровской СОШ №3-ОЦ с УИОП состоялось августовское совещание. В работе заседания приняли участие заместитель главы улуса Раида Родионова, начальник районного управления образования Варвара Васильева и руководители образовательных учреждений.

На совещании обсудили ключевые задачи системы образования в условиях создания единого российского образовательного пространства, а также внедрение новых федеральных государственных стандартов (ФГОС).

Выступая на августовском совещании, начальник управления образования Варвара Васильева остановилась на перспективах учебного года:

— С 1 сентября в систему образования будут введены изменения. Притом не только в образовательной части, но и в воспитательной. Вводятся обновленные стандарты образования в начальные классы общего образования, где закреплены ключевые приоритеты системы образования Российской Федерации – это единство образовательного пространства, единство в учебно-воспитательной деятельности, безопасность использования цифровых технологий, а также экономическая работа.

Начинается подготовительный этап внедрения федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Эта система будет обеспечивать ранний доступ к качественному цифровому образовательному контенту. В новую систему будут интегрированы электронный школьный дневник, журнал, расписание, облако для файлов, библиотека контента с курсами, а также система поддержки проектной деятельности и портфолио учеников. В этом году мы презентуем дневник достижений школьника-первоклассника, который мы разработали по инициативе главы улуса Олега Иринеева.

С 1 сентября в пилотных регионах страны будет дан старт новому проекту «Школа Минпросвещения России». Это достаточно интересный проект, который планируется реализовать по всей стране, в том числе в нашей республике. Если кратко, то это будет эталонная модель общенациональной школы будущего. «Школа Минпросвещения России» – это систематизация работы и своего рода рекомендации со стороны Министерства по всем сферам школьной жизни – по организации воспитательной работы, здорового питания в школе, школьного расписания, поурочного планирования. В ней будет собран фактически лучший опыт, который есть у школ, для того чтобы создать условия получения качественного образования для каждого ребенка.

В знак высокой общественной значимости профессии учителя, в честь 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Ушинского — 2023 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Именно здесь призываю молодежное крыло педагогов активизировать работу, сформировать направление развития образования.

Одним из значимых событий 2021-2022 учебного года стало введение в эксплуатацию новых зданий Октемской СОШ и детского сада в селе Улахан-Ан. В рамках федерального проекта по модернизации школьной системы на 2022-2026 годы в 5 школах района был произведен капитальный ремонт. В следующем году субсидии из федерального бюджета будут выделены еще 5-ти школам, через год — 6-ти.

В своем докладе директор Октемской СОШ им. П.И. Шадрина Калиста Афанасьева рассказала о программе улучшения образовательных результатов. Она была разработана в сотрудничестве с Высшей школой экономики. Цель программы заключается в развитии внутреннего потенциала самой школы:

— Все участники образовательного процесса были вовлечены в разработку программы. Это ученический, родительский и управляющий советы, а также педагогический коллектив. Направления программы касаются учебного процесса, школьного климата, управления школой и социального партнерства. Всё что мы смогли разработать и внедрить в рамках этой программы имеется в концепции проекта «Школа Минпросвещения России», с которой мы ознакомились в рамках августовского совещания. Педагогическому сообществу Хангаласского улуса понравилось работа с профессионально обучающим сообществом учителей. Как директору учреждения, было интересно слушать интервью школьников, анализы родителей, продуктивно проводилась работа «Школы роста», «Школы успеха», «Академии успеха», интенсивы по подготовке к олимпиадам, государственной итоговой аттестации. Всё это было очень интересно, — сказала Калиста Федосьевна.

Начальник отдела контроля качества образования РУО Айталина Гермагенова рассказала о переходе на обновленные ФГОС в начальной и основной школе:

— Федеральный государственный образовательный стандарт – это свод правил для учебных заведений, предписывающий к чему следует учить детей. Какие методы использовать и каких результатов добиваться. Обучение школьников регулируется четырьмя типами – для начального, основного общего, среднего общего, а также для учащихся с ограниченными возможностями. Грядущие изменения коснутся только первых из перечисленных. ФГОС принято делить на три поколения: основной целью стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат. Ввиду чего стандарт быстро устарел. ФГОС второго поколения разрабатывался с 2009 по 2012 годы. Основной акцент был сделан на развитие универсальных умений, способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий, коммуникации с людьми. Главной задачей нового третьего стандарта заявлено конкретизация требований к обучающимся. Предполагается, что такая работа научит школьников самостоятельно решать и ставить задачи, использовать приобретенные знания на практике. Иначе говоря, современные образовательные стандарты ориентированы на развитие у обучающихся таких качеств, которые помогут им быть успешными в жизни, реализовать свои знания и способности. С 1 сентября учеников 1-х и 5-х классов нужно принимать только по новым стандартам. Полный переход начальной школы на новые стандарты завершится к 2025-2026 учебному году, основной – к 2026-2027 учебному году.

Также в рамках августовского совещания педагогическая общественность приняла участие в работе тематических площадок. В частности, заместители заведующих, старшие воспитатели, методисты обсудили роль дошкольного образования в формировании единого образовательного пространства, заместители директоров школ по учебной и научно-методической работе – ключевые изменения ФГОС, заместители директоров по воспитательной работе – новые подходы в системе воспитания и дополнительного образования, также состоялись совещание для руководителей образовательных организаций, круглый стол «Приоритетные направления сетевого взаимодействия учителей-предметников в условиях обновленных ФГОС», индивидуальные консультации для заместителей директоров по учебной работе.