Вы задумывались когда-нибудь, почему так много людей стремится стать артистами? Конечно, ответите вы, людей привлекает свет рампы или софитов, возможность воплотить на сцене разные характеры, да и желание проснуться знаменитым никто не отменял. Не случайно же знаменитая фраза: «Что наша жизнь? Игра!»- в народе давно уже считается своеобразным эквивалентом проявления в обыденности неких актерских талантов. Всё это, конечно, верно, но, на наш взгляд, главное, что привлекает человека в театральном искусстве, — это возможность постоянно усовершенствовать свой внутренний мир, открывая в себе новые грани и замечая нюансы человеческой самобытности. И здесь очень важно помочь ребенку, увлеченному театром, увидеть и познать традиции культуры не только своего города или региона, а всей нашей страны.
Именно с этой целью в рамках проекта «Открывая возможности» в Екатеринбургской детской театральной школе с успехом прошла стажировка гостей из Якутии — учеников Детской театральной школы муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха. Целую неделю ребята имели возможность поближе познакомиться и с Уралом и его достопримечательностями, и друг с другом, а в субботу состоялось торжественное закрытие, на котором ученики и преподаватели поделились своими впечатлениями.
Проект «Открывая возможности» стартовал в сентябре 2018 г. под руководством преподавателя Екатеринбургской детской театральной школы (ЕДТШ) Ольги Сергеевны Веретенниковой. Он включает в себя следующие направления: проведение занятий по актерскому мастерству и сценической речи для родителей учащихся, проведение мастер-классов с приглашенными педагогами и актерами различных театров города для учащихся ЕДТШ, организация и проведение творческих лабораторий по обмену опытом среди учеников других театральных школ, а также ребят, занимающихся в различных творческих коллективах. Словом, занятия были на любой вкус и интерес и не оставили никого равнодушными, ибо Ольга Сергеевна считает, что цель проекта: «Открывать различные актерские практики не только для наших учеников, но и для детей и взрослых извне».
А вот художественный руководитель Сергей Николаевич Белов добавляет, что театральное образование может быть полезно не только детям, но и офисным работникам: «Мы готовы осуществлять самые разные программы, потому что сегодня очень востребованы средства театральной педагогики в различных сферах жизни и для различного круга лиц, начиная с отдела продаж крупной компании, заканчивая тренингами на командообразование с трудными подростками».
Программа стажировки учащихся из Республики Саха (Якутия) стала ещё одной возможностью расширить границы проекта. Она включила в себя презентацию Екатеринбургской детской театральной школы; актерские тренинги и мастер-классы по основам сценической речи, сценическому движению; творческие встречи; посещения занятий по художественному слову, основам актерского мастерства, танцу, истории театрального искусства; экскурсии в Дом актера, музей истории Екатеринбурга, Харитоновский парк, Храм на Крови, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, обзорную экскурсию по городу; посещение спектаклей «Щелкунчик» в Екатеринбургском театре юного зрителя и «Кармен» в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета.
«Мы хотели, чтобы дети посмотрели, как работает система обучения в нашей школе, а также чтобы они посетили не только мастер-классы, но и занятия по теоретическим и практическим дисциплинам, которые предусмотрены в учебном плане. Также мы решили познакомить гостей с многообразной культурной средой города, поэтому в программу вошли посещения музеев и театров. Хотелось, чтобы ребята из Якутии пообщались с учениками ЕДТШ, поэтому мы организовали творческую встречу, где они непосредственно знакомились и участвовали в тренингах на коммуникацию. И, конечно, чтобы гости не утомились, программу каждого дня нужно было уместить в четыре часа», — рассказывает автор программы стажировки, преподаватель Екатеринбургской детской театральной школы Ольга Сергеевна Веретенникова.
Ребята из Якутии оказались в Екатеринбурге неслучайно. В Год Театра Министерство образования Республики Саха предложило Детской театральной школе профинансировать поездку на стажировку в любой из городов России. Директор школы Александра Ивановна Афанасьева, которая когда-то училась в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, шанс не упустила: «Мне дали три дня, чтобы решить, куда ехать. И я первым делом позвонила в Екатеринбург, потому что знаю, какой это театральный город. Мы созвонились с директором Екатеринбургской детской театральной школы Натальей Петровной Петровой, которая любезно откликнулась на наше предложение. Для нас была разработана программа творческой стажировки с 11 по 16 марта 2019 года. И дети, и я в восторге от профессионализма екатеринбургских преподавателей. Один из наших учеников после прохождения мастер-классов сказал, что хочет поступать в Екатеринбургский государственный театральный институт и связать свою жизнь с театром … Я здесь многое поняла для себя. И в июне нам хотелось бы пригласить ваших педагогов в Якутск для трансляции своего педагогического опыта, познакомить уральцев с культурой, фольклором, эпосом Якутии…»
На торжественном закрытии стажировки ребята из якутской школы наперебой говорили о том, как им понравились мастер-классы, дружелюбные ребята из Екатеринбурга, с которыми они вместе ходили на занятия, спектакль «Щелкунчик» в Екатеринбургском театре юного зрителя… Художественный руководитель Екатеринбургской детской театральной школы Сергей Николаевич Белов, сопровождавший гостей на протяжении всей стажировки, в свою очередь, моментально подружился с ребятами: «Дети просто замечательные! Они такие непосредственные! Есть пара очень способных ребят. Наша задача не просто воспитать хороших, восприимчивых, неравнодушных людей, но и выявить и развить актёрские способности у учеников ЕДТШ. Замечательно, что у наших гостей на базе школы действует фольклорное отделение, ведь это прекрасно, когда подрастающее поколение знает свою культуру, традиции, понимает замечательные неповторимые нюансы в языке, говоре, очень хочется, чтобы этого было больше в наши дни, чтобы не терялась идентичность каждой национальности, народности нашей большой страны…»
Интересно, что еще три года назад театральные школы России находились в некоем вакууме и практически не общались друг с другом. Ситуацию изменил I Открытый всероссийский форум театральных школ и театральных отделений детских школ искусств «Территория творчества», который прошел в Екатеринбурге в январе 2018 года. «С тех пор все сдвинулось с мертвой точки. Совместно с театральными школами России мы организовали Всероссийский союз детских театральных школ, и сейчас идет активный обмен опытом, – рассказывает художественный руководитель Екатеринбургской детской театральной школы Сергей Николаевич Белов. — Мы только что вернулись из Вятских Полян, куда выезжаем каждый год: возим наших детей на мастер-классы преподавателей ведущих театральных вузов. Детям такие поездки очень нравятся: уезжая, они печалятся, не хотят покидать новых друзей… Общение очень важно для творческих людей: нужно видеть и слышать, что происходит, перенимать что-то друг у друга, потому что театр – это прежде всего душевное общение». Ольга Сергеевна добавляет, что в ближайших планах Екатеринбургской детской театральной школы – апрельская поездка в Пермь на Театральный форум «Серебряный софит», который организует пермская театральная школа «Пилигрим», а в июне – участие в конференции в Москве.
«Одно дело, когда мы делаем что-то здесь, и другое – когда приезжаем в другие города на фестивали, конкурсы, творческие лаборатории и видим что-то новое, — подчеркивает Сергей Николаевич. — Я, казалось бы, играющий актер, но сейчас начинаю заново вникать в образовательный процесс. Нужна системность. Долгое время театральные школы были в определенном загоне. Никто не знал, что они есть на свете! А ведь именно начальное театральное образование считается лучшим, гармоничным, способным раскрепостить детей (особенно мальчишек!) и научить их нормально общаться».
Екатеринбургская детская театральная школа будет и дальше трудиться на благо развития детского театрального искусства. В год театра мы обязательно подадим наш проект «Открывая возможности» на соискание гранта, и будем надеяться на расширение его границ.
Первый блин получился вовсе не комом, и хочется верить, что этот проект позволит многим мальчишкам и девчонкам открыть для себя удивительный мир театрального искусства, а самое главное – реализовать свои таланты и возможности. И Екатеринбургская детская театральная школа в этом им, несомненно, поможет!
Директор Екатеринбургской Детской театральной школы Наталья Петрова
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.