Это стало возможным благодаря организации цикла вебинаров «Развитие компетенции детей через медиапроектирование» в рамках проекта «Федеральный лекторий» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации.
В ходе вебинара были рассмотрены подходы к созданию муниципальной сети школьных медиацентров, сопровождение медиацентров в условиях дефицита соответствующих специалистов, базисную программу Академии, которая знакомит учащихся разных классов с различными аспектами и особенностями профессий медиасферы через погружение в медиапроекты, игровую деятельность и командную работу, через обучение базовым понятиям коммуникативных технологий и осознанное применение их, как в медиасфере, так и в других профессиях и обычной жизни: систему мотивации и поддержки членов академии и руководителей школьных медиацентров. Слушатели узнали, с помощью каких инструментов медиакоммуникаций детям раскрываются возможности владения русским и родным языками, способы формирования навыков устной и письменной речи, образного повествования и осознанного чтения.
В мероприятии приняли участие сотрудники общеобразовательных организаций, детских социальных организаций, а также органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, представители СМИ, эксперты некоммерческого сектора, работающие социальной сфере в области помощи детям и развития детских проектов.
Заместитель начальника Хангаласского РУО Наталья Макеева:
— В 2019 году в нашем районе был запущен первый в России пилотный проект социального воздействия в сфере образования «Повышение образовательных результатов учащихся Республики Саха (Якутия)». Планируемый социальный эффект проекта — повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса на 10% по русскому языку и математике выпускных классов, и участия в олимпиадах регионального и всероссийского этапов.
В реализацию проекта были вовлечены не только учащиеся, педагоги и руководители всех школ района, специалисты РУО, но также родители и местное сообщество.
Проект имел несколько направлений:
«Умная аналитика»
Управление на основе данных: система обследований, мониторингов, аналитики на уровне муниципалитета и школ с использованием цифровых инструментов. Разработка нормативной и методической документации по результатам.
«Эффективная школа»
Подготовка управленческих команд и педагогов для реализации современных образовательных программ, программ развития школ, индивидуальных планов профессионального развития.
«Школа успеха для каждого»
Дополнительная подготовка различных категорий учеников с применением технологий персонализированного обучения, интенсивных форматов (летние школы), методик развития навыков 21 века.
«Партнерство и наставничество»
Развитие межшкольных партнерств, сетевое взаимодействие школ с организациями дополнительного образования, вузами, организация наставничества педагогов и коучинга директоров.
«Наша школа»
Вовлечение родительской общественности, местного сообщества и бизнеса в реализацию проекта: программы просвещения, обучения, социального партнерства.
Изначально школьные пресс-центры принимали участие в освещении мероприятий проекта, а по мере продвижения проекта их роль была пересмотрена, обозначены новые задачи:
— повышение мотивации обучающихся к функциональному использованию русского языка через создание медиаматериалов информационного и обучающего характера, развитие навыков проектной и командной работы.
— формирование у учащихся медийных навыков, смещение акцента непосредственно с журналистской работы на подготовку медиапродуктов на русском и якутском языках в команде и развитие мягких навыков.
Отсутствие единой программы, дефицит кадровых ресурсов, в частности медиапедагогов, ускорили процесс создания и внедрения Академии журналистики.
Так, в ходе реализация проекта совместными усилиями всех участников Академия журналистики была интегрирована в проект как дополнительная практика, и одна из семи практик, была рекомендована Научным советом по анализу потенциала распространения практик проекта к тиражированию.
Практики:
- Мониторинг «Прогресс»
- Технология коллективного планирования «Исследование урока»
- Экосистема непрерывного развития учительского мастерства: стратегия
- Школа Роста
- Тематические интенсивы
- Сопровождение образовательных организаций на этапе разработки и внедрения программ улучшения образовательных результатов
- Академия журналистики.
Как и в любом новом деле, для его результативного продвижения, необходим идейный вдохновитель. Генераторам идей развития Академии журналистики стала Юлия Черненко , эксперт лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», куратор Академии журналистики в 2019-2022 гг.
Большую поддержку становлению Академии оказал Ростислав Горбовский, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики», исполнительный директор проекта социального воздействия в Республике Саха (Якутия).
Состав Академии журналистики был сформирован из школьных пресс-центров и детских общественных объединений.
Академия построена по принципу добровольности, любой ребенок может принять участие в образовательной активности на базе школьного пресс-центра и в любом графике, т.е. посетить одно мероприятие, несколько или стать постоянным участником. В первую очередь поощряется последовательность и устойчивый интерес ребенка, здесь не проводится отбор талантливых и одаренных.
Такой подход позволяет не только выявлять, поддерживать и развивать талантливых детей, готовить их к различным конкурсам, но и предоставлять возможности для развития медиакомпетенций тем детям, которые в этом заинтересованы, без обязательного требования высоких результатов на выходе.
Ключевыми элементами Академии являются:
- Кураторы Академии
- Единая базисная программа
- Сетевое взаимодействие школ
- Координационный совет Академии
- Летняя медиасмена (дополнительный формат)
В первый год были определены кураторы Академии.
Куратор от ВШЭ выполнял роль мастера-наставника, в задачи которого входило проведение интенсивов, формирование программы, разработка и реализация образовательного события, подробные разборы каждого мероприятия, начальное обучение кураторов пресс-центров.
Задача куратора от РУО заключалась в выстраивании организационных условий, формировании списков регулярных участников Академии, координации мероприятий Академии.
В задачи куратора школьного пресс-центра входило ведение детей, отслеживание внутригрупповой и личной динамики учеников Академии, преподавание базиса Академии и проверка материалов учеников, координация мероприятий Академии с РУО и другими кураторами, мониторинг возможностей для детей и отчетность по реализованным проектам.
За 2,5 года деятельности Академии, мы пришли к выводу о необходимости взращивания мастеров-наставников из числа своих педагогов, и созданию условий для систематического повышения уровня методических, коммуникативных и проектных компетенций школьных кураторов.
Кураторами ВШЭ и ЦДОД, профессионалами в области медиакоммуникаций была разработана единая базисная образовательная программа. Содержание программы предусматривает освоения базовых медианавыков. Данная программа является гибкой, и может использоваться много лет.
Объем теоретических и практических занятий находятся в соотношении 1:3. На основе базисной программы руководители школьных медиацентров разрабатывают Рабочие программы курса внеурочной деятельности, и реализуют их в течение учебного года. У нас был и опыт реализации программы кураторами ВШЭ и центра дополнительного образования, они сами проводили занятия с детьми, и привлекали внешних наставников.
Академия журналистики представляет из себя комплекс регулярных занятий на базе школьных медиацентров и два больших интенсива (осенью и весной), где собираются все участники Академии. В программу интенсивов обязательно включаются форматы, где ребята могут рассказать про свои проекты и получить поддержку не только от кураторов, но и от других учеников.
Работа в Академии строится таким образом, чтобы каждый ребенок получает возможность развить компетенции, которые он указал в числе желаемых при базовой диагностике. Важно отметить, что ребята не соревнуются в количестве выпущенных материалов между собой и между школами.
Работа с членами Академии журналистики и кураторами пресс-центров ведется очно и дистанционно через обучающие вебинары, вебинары с обратной связью, индивидуальные консультации, интенсивы, в том числе в формате летней медиасмены.
С течением времени, когда мероприятия Академии стали регулярными сформировалось профессиональное сообщество из числа активных кураторов школьных медиацентров, и определился состав Координационного совета Академии журналистики.
Участники Координационного совета Академии влияют на формирование медиаповестки муниципалитета, дальнейшее развитие Академии и рекомендуют детей для участия в муниципальных и региональных профильных мероприятиях.
Сетевое взаимодействие школ осуществляется через обучение обучающихся и педагогов в рамках единой образовательной программы, разработку и реализацию командного медиапродукта, освещение образовательных событий муниципалитета. Совместное проектирование медиакоммуникации содействует повышению квалификации педагогов, качества индивидуальных и групповых проектов учеников.
В улусе начали действовать Центры гуманитарного и цифрового образования «Точка роста», в дальнейшем мы будем их использовать для проведения сетевых образовательных событий Академии.
Ключевым событием второго года реализации проекта стала Летняя медиасмена Академии. Руководителем летней медиасмены была назначена Екатерина Терешатова, эксперт лаборатории медиакоммуникации в образовании НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Директор школы», а педагогами выступили магистранты и студенты НИУ ВШЭ. Список участников летней меди-смены определили члены координационного совета. Центр дополнительного образования детей выделил бесплатные путевки в лагерь «Усадьба Булуус» самым активным участникам образовательных событий Академии.
Летняя медиасмена является дополнительным форматом Академии. В формате летнего лагеря юные корреспонденты были объединены в межшкольные команды. Были сформированы команды-редакции, с настоящими должностями и функционалом, проведены интеллектуальные игры и тренинги. Участники медиасмены выбирали литературных героев, готовили интервью, писали сценарии и вели их аккаунты в социальных сетях для медиапроектов. Несмотря на дополнительный формат медиасмены, она является эффективным ресурсом повышения мотивации детей и педагогов.
Деятельность Академии журналистики направлена на достижение долгосрочных системных результатов, таких как развитие “мягких навыков” учеников и повышение мотивации к функциональному использованию русского и родного языка для подготовки медиаматериалов, но вместе с тем, непосредственные результаты уже есть.
За 2,5 года в мероприятиях Академии приняли участие порядка 250 учеников и 35 кураторов школьных пресс-центров и педагогов-организаторов.
Точный подсчет охвата затруднен, так как Академия не предполагала обязательного посещения учениками, поэтому многие ребята участвовали выборочно — например, когда им была интересна тема вебинара. В общей сложности участников очных сборов было 150 учеников, приняли участие 15 школьных пресс-центров из 27. Сегодня в улусе действуют 20 пресс-центров, входящих в состав Академии.
Выпускным проектом Академии летом 2021 года стал короткометражный документальный фильм «80 лет с начала Великой Отечественной войны», над созданием которого работали вместе несколько школьных пресс-центров. Фрагменты видео, где герои говорят на якутском языке, юнкоры дополнили субтитрами с переводом интервью на русский язык. С ним все желающие могут ознакомиться по ссылке: https://youtu.be/185IRl2NeM8.
Инициативные ученики участвовали со своими медиапроектами в НПК “Шаг в будущее”, фестивале Единого детского движения «Стремление».
Детей из школьных пресс-центров стали чаще привлекать для освещения образовательных мероприятий улуса: в марте 2021 года делегаты Академии представили промежуточные результаты проекта почетным гостям улуса, получив в рамках этого мероприятия возможность взять интервью у гостей. Одним из них был Михаил Сивцев, который в тот момент был министром образования республики. Ученица из Едяйского пресс-центра отзывалась об этом разговоре, как об одном из самых вдохновляющих для нее: для ребенка из маленькой сельской школы возможность задать вопрос собеседнику такого уровня – это важный опыт и яркий запоминающийся момент.
В 2022 года академики поучаствовали в освещении январского совещания педагогических работников улуса (муниципальное мероприятие), в освещении результатов школьных конкурсов, таких как «Мой наставник» (https://youtu.be/n4-gfSi7FSs).
С началом работы Академии в ежегодной мотивационной программе главы улуса появилась номинация «Юный журналист» — 5 учеников из числа участников Академии журналистики ежегодно получают награду и признание в соответствующей номинации. Два проекта детских общественных объединений Октемской СОШ им. П.И. Шадрина и Мохсоголлохской СОШ с УИОП выиграли грант главы района на создание видеороликов об истории района и республики. Повысилась активность кураторов школьных медиацентров в распространении опыта работы в Академии журналистики.
Выросло и качество медиаматериалов, которые готовят школьные медиацентров, и, что очень ценно — повысился интерес к теме развития медиакомпетенций – этим вопросом заинтересовались не только педагоги средней школы и педагоги-организаторы детских общественных организаций, но и педагоги, которые ведут занятия у детей более младшего возраста.
Педагог дополнительного образования МБОУ «2-Мальжагарская СОШ им. М.Е. Васильева» Надежда Громова:
— Одной из сложных задач для учителей является поддержание мотивации учеников на протяжении всего учебного года. Мало того, что трудно зацепить и удержать учащихся активными весь учебный год, надо сделать так, чтобы они сами проявляли интерес, учились новому, обменивались опытом со своими сверстниками.
Мы не можем заставить кого-то учиться, но можем создать среду, которая способствует обучению. Ученики всегда должны быть на первом плане в вашем фокусе внимания, поскольку их успех приводит к внутренней мотивации, которая ведет к конечной цели обучения.
«Школьный медиацентр» — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка, проявления себя, попробовать свои силы в разных видах деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты своей работы.
Всегда рассказываю своим ученикам о профессии журналиста. Я говорю ребятам о том, что это преимущественно умение общаться с людьми. По телефону или лично умение разговаривать с людьми это важно. Кроме того, журналистика – это работа с информацией. Ученик должен добывать информацию, обрабатывать ее, создавать интересный и качественный продукт. А также умение писать для журналиста обязательно. Для разработки хорошего видео необходимо прописывать сценарий, представлять, как грамотно и последовательно изложить свою мысль. Практика написания текстов даст возможность лучше подготовиться к экзаменам.
Ребята выпускают новости школы, снимают короткометражные фильмы, делают мультфильмы. Сотрудничаем с филиалом национального телевидения «Саха», детскими изданиями на якутском языке «Кэскил» и «Хатан». Все школьные соревнования и мероприятия освещают наши корреспонденты. Ребятам очень нравится участвовать в фотоконкурсах. Наш медиацентр школы выполняет главную свою функцию – освещение событий школьной жизни.
С этого года будем тесно сотрудничать с детским издательством «Кэскил». В планах организовать проектную деятельность детей по направлению генеалогии. Весь учебный год будем систематически работать над выпусками совместных обучающих сюжетов на якутском языке по направлениям география, история, биология, русский и якутский языки.
Учитель русского языка и литературы, руководитель пресс-центра МБОУ «Едяйская СОШ»Александра Чемпосова:
— Пресс-центр в МБОУ «Едяйская СОШ» был создан в октябре 2019 года. В нем занимаются учащиеся с 5 по 10 классы. Учащиеся начальной школы посещают кружок «Проба пера», затем переходят в пресс-центр. Преемственность данных кружков творческого направления оказался результативным.
В нашем школьном пресс-центре проводятся лекции, деловые игры, экскурсии, речевые тренинги, написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т.д.
Дети вовлекаются в составление плана будущей газеты: собирают и обрабатывают материалы, работают с документами, знакомятся с методами работы журналиста.
Руководитель направляет деятельность юнкоров, они самостоятельно развиваются. Им даются редакционные задания. Путем бесед и дискуссий выявляются интересующие темы для материалов, организуются творческие конкурсы сочинений, в которых участвуют по собственному желанию.
Учащиеся сами договариваются насчет интервью, посещают мероприятия, ищут материал, информацию, набирают текст.
Задачи, которые я ставлю перед юнкором, всегда соотносятся с его желаниями. Воспитанник сам выбирает, чем он будет заниматься: дизайнер, фотограф, журналист, корреспондент, социолог и др. Дети учатся этике общения, тактично находить подход к людям, развивают организаторские способности. Интроверты выполняют работу с текстом, экстраверты выполняют функцию журналиста, репортера.
Наиболее активные юнкоры стали участниками Академии журналистики.
Юнкор должен уметь говорить с людьми, прежде всего, с незнакомыми. Важно уметь находить именно тех, кто может дать максимально полную информацию, оперативно связаться с ними, наладить контакты, уметь задавать вопросы и, конечно же, слушать и слышать.
Свою школьную газету мы представили на онлайн-передаче «Образовательная среда» на Федеральном портале Минпросвещения РФ, темой которой было «Школьные редакции: новые задачи и новые возможности».
В работе пресс-центра освещается не только школьная жизнь, но и все важные события, которые проводятся в селе. Школьный пресс-центр «EDYAINFO» частично выполняет функции сельского издания, так как поднимает темы, которые касаются всех жителей села. Есть многочисленные примеры того, как выпускаемые учениками материалы решают реальные проблемы образовательного учреждения. Было много материалов о проводимых мероприятиях и достижениях обучающихся. Проведены конкурсы сочинений и фотографий, где корреспонденты сами выполняли роль жюри. Статьи, видеосюжеты выходят и на якутском, и на русском языках.
Юнкорами создана электронная газета как интерактивно-мультимедийное приложение и электронные книги с разворотами и анимацией. Для их создания были освоены программы Autoplay, Mediastudio, FlipPDF.
В результате работы пресс-центра, юнкоры учатся основам журналистики. Дети находят нужную информацию, рассуждают, читают, интеллектуально развиваются. Юнкоры могут взять интервью, стали более общительными. С каждым выступлением, с каждой защищенной проектной работой, с каждой написанной статьей у юнкоров развиваются навыки излагать свои мысли на русском языке, как бы сложно это им не давалось. У них улучшилась грамотность, научились фотографировать, быстро печатать. Помимо материалов активно занимаются исследовательской работой, краеведением. Юнкоры часто выезжают на различные нпк, мероприятия. Их интересует все, что происходит вокруг, они разносторонне развиваются. Считаю, что знания и умения, приобретенные на занятиях в пресс-центре, пригодятся им в будущем!
Исполнительный директор проекта социального воздействия в Республике Саха (Якутия) Ростислав Горбовский:
— Меня всегда вдохновляло как работали и реализовали свой проект хангаласские коллеги. Отзывы российских коллег крайне положительные. Видно, что дети заинтересованы, а авторы и кураторы проекта горят своей идеей.
У коллег в Хангаласском улуса изначально была большая база. Это школьные пресс-центры, про которые сегодня рассказали. Мы пришли на подготовленную почву, и дополнительно систематизировали работу. Привлекли своих экспертов, которые помогли выстроить отдельные элементы. В реализацию проекта огромной, колоссальный труд вложили руководители школьных пресс-центров, администраций, и лично Натальи Николаевны Макеевой. Сложно подсчитать сколько сил вложено на протяжении 3 лет работы.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.