Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока

С 17-19 марта 2021 г. Климова Елена Владимировна, Михайлова Александра Михайловна эксперты Института образования ВШЭ, Центра общего образования им.А.А. Пинского провели семинар для учителей-кураторов и заместителей директоров школ по организации анализа работы профессиональных обучающихся сообществ (ПСО). Всего приняли участие 54 педагога из 26 образовательных учреждений.


Технологию Lesson study наши педагоги осваивают под руководством кураторов из Москвы с 2019 года. На этот раз учителя образовательных учреждений улуса показали своим наставникам и коллегам открытые уроки, были организованы собеседования, обсуждения.

18 марта участники семинара разделились на 3 группы и посетили открытые уроки. Группа под руководством Михайловой Александры Михайловны выехали в школы Заречья: в с. Качикатцы и с. Кердем. Группа Климовой Елены Владимировны были на уроках учителей Бестяхской СОШ и Мохсоголлохской СОШ, а 3 группа посмотрели занятия в Октемской СОШ и Ойской СОШ.

Темы открытых уроков в рамках семинара были посвящены технологии коллективного планирования Lesson study. Проведенные обобщающие уроки по данной технологии в школах показали эффективность для использования в школьной практике. Использование подхода Lesson study через открытые уроки позволило учителям получить понимание в проведении «исследования» и выйти на более качественный продукт в виде результатов представленных на открытом уроке.

Так, на уроке истории и обществознания в 8 классе подход Lesson study был применен учителем Октемской СОШ Кычкиным В.Н. для повышения результативности работы учащихся в группах и стимулирования «совместного мышления» при прохождении темы урока. В связи с чем были использованы: технология смешанного обучения, модель перевернутый класс, технология формирующего оценивания, инструмент ментальные карты, инструмент «звезда-звезда-предложение».
«Исследование урока» через совместное планирование и проведение, наблюдение за учащимися в процессе урока и интервьюирование их после урока позволило получить полную научную информацию об учебном процессе и деятельности учащихся. Полученные учителями новые знания стали достоянием для их обобщения и представления всем учителям, заинтересованных в данных исследованиях.
На уроке химии в 8 классе подход Lesson study был использован учителем химии Ойской СОШ Гаврильевой С.В. для подготовки открытого урока, ключевой идеей которой являлась: «Развивать экспериментальные умения и практические навыки, проводить самоанализ и самопроверку». Были использованы следующие инструменты и технологии: ротация станций, ментальные карты, сайт coreapp, mentimetr, гугл-форма.

Совместное детальное планирование учителям даёт возможность построения урока с применением новых стратегий обучения, применения форм познавательной деятельности, обсуждения критериев успеха исследуемых учащихся. Коллеги осознали, что даёт использование возможностей Lesson study в своей учительской практике: увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так как планировали; выяснить какие способы планирования являются наиболее эффективными; планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества. Все провели открытые уроки, получив ценные советы и рекомендации. Уроки были динамичными, яркими, подвижными и интересными. Учителя постарались вложить в свои уроки все знания, полученные во время онлайн обучения. И могу с уверенностью сказать, что у многих это успешно получилось.
В заключительный день семинара, 19 марта, учителя поделились впечатлениями от поездки в образовательные учреждения. Оценили увиденные открытые уроки и выразили желание чаще проводить такие учебные занятия по технологии Lesson study. Эксперты НИУ ВШЭ подвели итоги 3хдневного семинара, также показали технологии разделения участников мероприятия и учащихся в классах на творческие и фокусные группы. Все слушатели отметили высокий уровень проведения семинара, полезность и актуальность полученной информации, а также возможность поработать напрямую очно с экспертами НИУ ВШЭ.


20 марта слушатели семинара технологии Lesson study выступили перед участниками проектного офиса по реализации проекта социального воздействия, в составе которых были: Министр образования и науки РС(Я) Сивцев М.П., Министр экономики РС(Я) Данилова М.А., Министр финансов РС(Я) Жондоров В.А., представители Департамента процессного и проектного управления Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства РС(Я), Внешэкономбанк РФ, ВЭБ Дальний Восток, НИУ ВШЭ, глава администрации МР “Хангаласский улус Иринеев О.В., начальник Хангаласского управления образования Мартынова Е.А.

Кураторы курсов Lesson Study, учителя Покровской СОШ № 4 и тренер НИУ ВШЭ Климова Елена Владимировна представили обучение технологии коллективного планирования в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Хангаласского улуса.
В 2019 году в улусе началась подготовка лидеров первого (продвинутого) уровня. Учителя, прошедшие курсы нового формата, позиционируются в качестве лидеров в преподавании и обучении, вносят преобразования в школьную практику на уровне класса, уровне группы учителей одной школы, уровне всей школы и профессионального сетевого сообщества школ.
Являясь выпускниками первого потока, лидерами первого уровня учителя Покровской СОШ № 4 понимают, что эффективное преобразование школы возможно при условии вовлеченности в этот процесс, если не всего, то хотя бы большинства коллектива. Рамки профессионального сообщества учителей школы позволяют, используя потенциал лидеров 2,3 уровней, обеспечить профессиональное обучение учителей новым подходам в преподавании и обучении через коучинги, менторинг, мастер-класс, нетворкинги и воркшопы посредством внедрения в практику подходов Исследование в действии, Lesson Study.


Курсанты 2 потока, представители 3 Мальжегарской ООШ и Ойской СОШ, поделились опытом работы применения технологии Lesson study в малокомплектной школе, где в классе 1-3 учащихся, результатами рефлексии собственной деятельности.