В рамках проекта социального воздействия «Повышение качества образования в Хангаласском улусе» на базе МБОУ «Покровская СОШ № 3 с УИОП» с 20 по 22 августа т.г. прошел 3-хдневный семинар, посвященный проблемам повышения образовательных результатов обучающихся школ Хангаласского улуса с участием представителей проектного офиса НИУ ВШЭ (г. Москва). Основная цель семинара: разработка плана реализации проекта на 2019 год; апробация технологии анализа и использования данных, собранных ИО НИУ ВШЭ в ходе аналитического этапа реализации проекта.
Участниками семинара стали члены проектной команды улуса, директора и заместители директоров школ, молодые педагоги, представители родительского сообщества, представители ИРОи ПК им. Донского, Управления образования г. Якутска, Центра новых педагогических технологий, куратор улуса от МОиН РС (Я), члены проектного офиса Института образования НИУ ВШЭ (г. Москва).
В первый день работы семинара, 20 августа, прошло мероприятие для молодых педагогов «Молодежные профессиональные педагогические игры». Ведущими первых педагогических игр стали Лукин Геннадий Янославович, учитель истории МБОУ «Покровская СОШ № 2», и Семенова Анна Павловна, заместитель директора по ВР МБОУ «2 Мальжагарская СОШ им. М.Е. Васильева», которые в рамках сотрудничества хангаласского образования с ВШЭ в августе т.г. приняли участие в работе Форума молодых педагогов в Барнауле. Также модератором данного мероприятия стала Родионова Татьяна Сергеевна, руководитель районной ассоциации молодых педагогов. Всего в мероприятии приняли участие 35 молодых педагогов из разных школ улуса и Центра дополнительного образования.
В конце дня были определены команды-победители и самые активные участники мероприятия. Молодые педагоги выразили удовлетворение работой семинара: отметили, что благодаря такой форме профессионального общения можно осознать собственные дефициты, открыть для себя нестандартные педагогические техники, приемы и новые ресурсы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности, а также изъявили желание внедрять в систему методической работы предложенную новую форму профессионального общения. Можно также с уверенностью сказать, что семинар помог молодым педагогам найти единомышленников для совместной реализации образовательных проектов.
21 августа в пленарной части совещания с информацией об итогах ГИА-2019 выступила начальник Хангаласского РУО Е.А. Мартынова. Елизавета Анатольевна подчеркнула, что Указ Президента РФ В.В.Путина от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27.10.2018 г. № 145 «О стратегических направлениях социально-экономического развития РС (Я)» Указ Главы республики Саха (Якутия) № 190 от 22 ноября 2018 г. «О стратегических направлениях развития образования в РС (Я)» и включение муниципального района «Хангаласский улус» в Пилотный проект социального воздействия в сфере образования требуют ускорения процессов по повышению качества образования в улусе. Отметив, что глубокий всесторонний анализ итогов учебного года, результатов ГИА в разрезе предметов, школ и учителей будет озвучен на традиционном сентябрьском совещании работников образования, начальник РУО заострила внимание участников семинара на проблемах, которые мешают обеспечить в улусе качество образования, адекватное требованиям времени. В информации Елизаветы Анатольевны прозвучало, что результаты ЕГЭ по улусу за 3 года показывают рост средних баллов по таким предметам как литература, география, английский язык и биология, однако они все же значительно ниже по сравнению с показателями по России. Наибольший разрыв в средних баллах зафиксирован по физике, химии, информатике — более чем на 10 баллов, по русскому языку и биологии — более чем на 9 баллов. Если сравнивать результаты ЕГЭ с республиканскими показателями, то средние баллы у нас сопоставимы с ними, однако по сравнению с группой промышленных районов республики и городом Якутском мы все же отстаем по большинству предметов.
Особый акцент Елизавета Анатольевна сделала на фактах необъективной оценки знаний учащихся, когда баллы ГИА, в том числе у претендентов на медаль, на порядок ниже годовых отметок. В конце выступления начальник РУО подчеркнула необходимость коренного улучшения олимпиадного движения в улусе и учета результатов ГИА при финансировании школ.
Затем началась практическая часть семинара, модераторами которой выступили начальник Хангаласского РУО Е.А.Мартынова и руководитель проекта, директор Центра общего и дополнительного образования им. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ С.Г.Косарецкий.
С информацией об итогах сбора и анализа данных в Хангаласском улусе и возможностях их использования для составления плана работы на 2019 год выступила Керша Юлия, член проектного офиса ИО НИУ ВШЭ.
Основным, этапом работы семинара стала аналитическая деятельность групп, в состав которых наряду с руководителями школ вошли специалисты РУО, которые в дальнейшем должны курировать данное направление реализации проекта. Каждая группа получила конкретное задание, связанное с продвижением и развитием определенного направления проекта на основе анализа предоставленных данных. Окончательным продуктом работы групп должен был стать примерный план работы на 2019 год в рамках направления проекта с учетом собранных данных об образовательных результатах учащихся, профессиональных достижениях и дефицитах педагогов, активности школ в мероприятиях улуса и других данных.
Групп было 6:
- «Умная аналитика»: организация обследований, мониторингов, аналитики на уровне муниципалитета и школ;
- «Школа успеха для каждого»: организация дополнительной подготовки различных категорий учащихся (в том числе, отстающих, мотивированных и одаренных учащихся) в очной и он-лайнформе;
- «Эффективная школа»: подготовка управленческих команд и педагогов для реализации современных образовательных программ, программ развития школ, индивидуальных планов профессионального развития, использования передовых технологий преподавания и управления педагогов;
- «Наша школа»: вовлечение родительской общественности, местного сообщества и бизнеса в реализацию проекта (программы просвещения, обучения, социального партнерства);
- «Партнерство и Наставничество»: создание профессиональных сообществ педагогов в школах, межшкольных партнерств, сетевого взаимодействия школ с организациями дополнительного образования, вузами, наставничества педагогов и коучинга;
- «Инфраструктура управления проектом и информационное сопровождение»: проведение заседаний проектных офисов, цифровое представительство проекта, публичная отчетность, разработка нормативной и методической документации, проведение общественных обсуждений и консультаций, подготовка публикаций в СМИ.
Завершающим этапом совещания стало публичное представление проектов планов работы по этим 6 направлениям, разработанных в группах, и их обсуждение. Модераторы задавали выступающим уточняющие вопросы, вносили коррективы и резюмировали каждое выступление.
Ясно, что на данном этапе невозможна разработка окончательной версии плана работы на 2019 год в рамках проекта. Работа над ней будет продолжаться.
В течение трех дней работы семинара Михайлова Александра Михайловна, аналитик Центра общего и дополнительного образования НИУ ВШЭ, вела тренинг для учителей-предметников «Повышение качества преподавания в общеобразовательной школе: модели, практики, инструменты». Как мотивировать учащихся? Как развивать учебную самостоятельность? Как сделать обучение видимым? – эти вопросы обозначили тему и основные цели семинара. Участники тренинга не только получали новые теоретические знания, но и выполняли практические задания, составляли сценарии уроков, применяли новые педагогические техники. Продолжится данный семинар в заочном режиме, и после выполнения курсовой работы учителя получат удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации ИР НИУ ВШЭ. Надо отметить, что это была самая многочисленная площадка семинаров: ежедневно охват педагогов составлял от 49 до 56 чел.
Шимутина Елена Николаевна, директор Института развития государственно-общественного управления образованием, зам. директора ГАОУ Школа № 548 «Царицыно», к.п.н., провела обучающий семинар для председателей родительских комитетов и управляющих советов «Активные родители – «ЗА» качество образования». Обеспечить качественное образование для своих детей – сегодня это один из приоритетов российских семей. Современные родители формируют высокие ожидания к качеству условий и образовательных результатов, начиная с детского сада. Образовательные реформы последних лет перестали быть внутренним ведомственным «делом» – они обсуждаются сегодня широкой общественностью. Все большая часть родительского сообщества не хочет занимать пассивную позицию в вопросах качества образования и выражает заинтересованность не только в формировании системы общественного контроля, но и в активном личном участии в управлении образовательной организацией. Какие возможности предоставляет для этого российское законодательство? Какими правами в этой сфере наделены родители? Как выявить и транслировать общественный запрос к качеству работы образовательных организаций и подготовки учащихся? Как поддержать инициативы неравнодушных родителей, направленные на повышение качества образования? Эти и другие актуальные вопросы обсудили представители родительской общественности практически со всех школ улуса.
21 августа 2019 года прошла проектная сессия директоров общеобразовательных школ «Скрытые ресурсы качества: новые механизмы взаимодействия школы и общества через реализацию принципа государственно-общественного управления образовательной организацией».
Участники семинара прослушали интерактивную лекцию «Смыслы и цели: актуализация деятельности коллегиальных органов управления образовательных организаций для повышения качества образования». Велся диалог по следующим вопросам: Что мешает реализации принципа государственно-общественного управления образованием на практике, более активному включению общественности в решение актуальных задач развития образования на уровне детского сада, школы, СПО?
В заключение семинара состоялось обсуждение итогов работы групп, были намечены направления работы по вовлечению участников образовательных отношений в управление образовательной организацией.
В целом трехдневный семинар прошел продуктивно, результативно, с большой пользой для всех участников. Он стал первым значимым в системе мероприятий, рассчитанных на 3 года действия проекта социального воздействия на территории Хангаласского улуса. Педагогическое сообщество Хангаласского улуса возлагает большие надежды на данный проект, конечная цель которого – достижение нового качества образования, соответствующего вызовам сегодняшнего дня.
Районное Управление образования выражает признательность руководителям и коллективу Покровской СОШ № 3 за создание комфортных условий для работы семинара, техническое сопровождение и организацию питания.
Пресс-центр Хангаласского РУО
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.